?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Чикагский блюз
default
blueshistory
Ключевая фигура в истории чикагского блюза - один очень бедный человек. Он родился чернокожим в первой четверти XX в., и начало своей жизни он провел в деревенской местности где-то на юге США. Всё, чему этот молодой человек научился годам к двадцати - это работать, работать, работать, как мул, от рассвета до заката, получая 2-2,5$ в день. Работа была простая - выращивать и собирать хлопок на чужом поле. Своего поля у этого человека никогда не было. Всё его имущество: домишко с деревянным полом, огородец, вокруг бродили куры, может быть, у него была жена. Да было еще и небо над головой. Имелся у этого человека и досуг в воскресенье и, как в любой деревне, в межсезонье. Ну, что это были за развлечения? Карты, самогонное виски (его негры называли moonshine whisky), танцы-шманцы под гитару или патефон в их сельском негритянском клубе-сарае juke joint (см. словарь блюза). Певцом, подыгрывающим себе на гитаре, на этих танцах был тот самый молодой чернокожий человек, о котором идет рассказ.

Еще нашему герою нравилось слушать радио. Радио было самым настоящим волшебством! В сороковые годы приемник уже не был редкостью в тех местах, как и граммофон и пластинки. Пластинки можно было выписывать тогда по почте. Радио было тогда особым миром с музыкой, театром, сериалами, бейсболом, боксом, через радио шли новости о далекой большой войне, в которой русские при поддержке американцев, как говорило радио, воевали против Гитлера. Но наш герой слушал радио в основном из-за музыки, он заметил, что среди голосов по радио было немало и тех, которые принадлежали чернокожим. Радио звучало как позывные какого-то веселого, светлого мира, где "гуляют и пьют без закуски".

США во время войны не столько пострадали, сколько приобрели. Война дала мощный импульс развитию промышленности, и в индустриальных центрах, например, в Чикаго, был колоссальный спрос на рабочие руки. В те 40-е годы негры тысячами снимались с места и ехали на север в Детройт, Чикаго, Мемфис, в другие города поменьше. Наступил день, когда наш герой решил: "Всё, больше мне делать здесь нечего - еду". Тогда он закрывал свою лачугу, садился на иллинойский скорый поезд, который выезжал, стуча колесами, из Нового Орлеана, проезжал по реке Миссисипи, подбирая таких же искателей приключений, как наш герой, а потом шел на Сент-Луис, Мемфис и конечный пункт - Чикаго. "Sweet Home Chicago" - так называется известный блюзовый стандарт.

Итак, здесь изложено самое начало биографии большинства музыкантов чикагского блюза. Образ нашего героя был собирательный, но не отвлеченный. Мадди Уотерс, Джимми Роджерс, Отис Раш, Вилли Диксон и сотни других могли бы взять этот рассказ и переписать его в свою анкету. Выше перечислены несколько чикагских музыкантов-классиков. Начало у них всех было более или менее одинаковым. Все они тут же в Чикаго нашли работу, жилье и компанию. Все они были молоды, хотели развлечься и жаждали счастья. Некоторые прибыли с гитарами и гармошками, некоторые купили их здесь, на месте. Песни, которые они исполняли, были старые, знакомые деревенские блюзы на трех аккордах. Песни были простые. Проблема была в том, что если ты поешь их не только для себя и пяти-десяти человек, но и для нескольких десятков человек в шумной пивной или где-нибудь в музыкальном клубе, то звук должен звучать громко. Электрогитары, усилители и колонки были уже в большом ходу. Всё это вошло в строй и попало к музыкантам еще в конце 30-х гг. Потому решение, как сделать звук громче, было найдено блюзменами довольно быстро. Музыка старая, звук новый - вот это и была главная формула чикагского блюза.

Чикагский блюз и его специфика


Хотя в деревне на танцульках играли всего 2-3 человека, настоящий ансамбль, основу которого составляет ритм-секция (ударник и басист), на фоне которой ведут свои партии гитара и гармоника, пианино, саксофон, придумали уже на месте, т.е. в Чикаго, посмотрев, как это делается в джазе. Позаимствовали у соседей, что называется. Солист в чикагском блюзе 50-х гг. был один.

У неподготовленного слушателя чикагского блюза создается впечатление, что музыканты импровизируют ритмично и немного по-варварски. Импровизация, конечно, имела и имеет важное значение в блюзе, но в "высших" своих проявлениях - на пластинках, например, в музыке Мадди Уотерса - чикагский блюз достаточно дисциплинирован. Артисты менялись, но партии музыкальных инструментов в классическом или пластиночном репертуаре 50-х гг. всегда исполнялись так, как их сочинили, нотка к нотке.

Чикагский блюз легко можно отличить от других видов блюза, так как он играется в большинстве случаев в одном и том же ритмическом рисунке. Называется этот рисунок шаффл (shuffle), включающий в основном три аккорда. Другое дело, что на эту однообразную основу исполнитель волен нанизывать какую-угодно мелодию.

Если Дельта - это колыбель блюза, то без Чикаго, вероятно, блюз так и остался бы в этой колыбели сугубо фольклерным феноменом. Но город Чикаго превратил блюз в эстраду, в предмет шоу-бизнеса, в предмет купли и продажи. Правда, в 50-е гг. - период классического чикагского блюза - популярность блюза не распространялась дальше некоторых районов Чикаго, а точнее его south side, т.е. южной стороны, где в основном жили негры, приехавшие из сельских районов deep south, т.е. дальнего юга, южных штатов.

В связи с чикагским стилем надо запомнить еще один термин - West Side Sound ("звук западной стороны") или блюз западной стороны. Речь идет о западном секторе города Чикаго. У электрического блюза была своя "теплица" - тот самый WSS. Чуть ли не в каждом втором доме были точки, где играли эту музыку, впоследствии там же открылись звукозаписывающие и букинговые компании, нанимавшие для концертов артистов, устраивавшие им поездки и т.п. Более подробную информацию о West Side Sound см. тут

Читать дальше