?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
История блюза: Соул-Блюз (Soul Blues)
S.B.
blueshistory
Как вы знаете, чикагский, калифорнийский, пьемонтский стили блюза, дельта-блюз сформировались по определенным географическим признакам. Соул-блюз - исключение. Он сформировался по эстетическим причинам.



Вообще, я не вижу разницы между соул-музыкой и соул-блюзом. В нашей стране не слишком много поклонников этого чрезвычайно специфического и, тем не менее, широко популярного в Америке стиля. Соул-блюз, как вы можете слышать, не агрессивен, не надрывен, сентиментален и комфортен. С другой стороны, для нашего слуха он, возможно, чрезвычайно сложен и непонятен, экзотичен. Вполне возможно, что я ошибаюсь, рассуждая вот таким образом. Возможно, что у соул-блюза образовалось бы большее число поклонников, если бы радио активней знакомило с соул-блюзом наиболее "продвинутую" аудиторию нашей российской публики. Ведь сердце россиянина так отзывчиво к романтическим мотивам, к теме неразделенных чувств, которые как и в традиционном блюзе, так и в соул-блюзе, остаются доминирующими и слышны нашим российским сердцем.


В Америке соул-блюз покупают и слушают, в первую очередь, взрослые и пожилые афро-американцы. Это очень обширная, очень влиятельная во многих отношениях прослойка американского общества. Поэтому существует целая субкультура, такой обширный сектор индустрии развлечений, который в том числе обслуживает именно чернокожих, которым за 30 лет. Молодежь, в целом, равнодушна к соул-блюзу, хотя с удовольствием слушает его разновидность (возможно, не отдавая себе отчет) - городской ритм-н-блюз, проще говоря, дискотечную танцевалку, которая смыкается с хип-хопом. Би Би Кинг (B.B. King) как-то рассказывал о красноречивом, хотя и в общем ничтожном случае: к Би Би Кингу подошла на концерте молоденькая девочка и попросила автограф. "Она была совсем ребенок", - вспоминает Кинг. - "И я порадовался, что вот и такие слушают блюз", - о чём он ей и сказал. "Да это для моей бабушки. Мне-то блюз до лампочки", - ответила раскованная молодая особа.


Сегодня довольно редко встречаются альбомы исполнителей разных цветов кожи, разного возраста, разного темперамента, которые исключают из своих работ соул-блюз. Имеются в виду, конечно, музыканты блюза. Обязательно на какой-нибудь пластинке найдется такой номерок или даже несколько. То же самое можно сказать и о других стилях. Они как бы встраиваются в блюзовую музыку на том или ином уровне, в той или иной пропорции в зависимости, конечно, от вкусов исполнителя.

Вообще, термин соул-блюз (Soul Blues) стал широко использоваться лишь в 90-е годы 20 века, когда стало ясно, что разные течения блюзовой музыки так причудливо и плотно переплелись между собой, что разделить их, разложить по полочкам - вот это соул, вот это блюз, вот это фанк, вот это ещё что-то - почти невозможно. Конечно, у шоу-бизнеса свои жесткие правила, но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что музыканты - это те же художники, только в звуке. Они стремятся творить, не сдерживая себя какими-то рамками догм или устоявшихся понятий. Получается, что они свободно смешивают как будто разные краски. Другое дело, что у львиной доли американской поп-музыки - "черные" корни, и как бы далеко музыканты не отдалялись в своих экспериментах или поисках от истоков, их работа всегда будет вращаться вокруг мощной музыкальной традиции, которая пришла с Миссисипи, от блюза.